Что делать, чтобы расширить словарный запас иностранного языка

Карточки (flash cards)

Один из самых распространённых и действенных способов запоминания новых слов. Карточки делаются очень просто. Разрезается лист А4 (картона или бумаги) на 15-20 равных частей. На одной стороне каждой карточке пишется слово цветным маркером на иностранном языке без перевода, перевод карандашом или ручкой на обратной стороне. Для удобства их можно раскладывать по темам. Также можно их одеть на кольцо (от брелка) и везде носить с собой – и при свободной минутке изучать их. Те карточки со словами, которые «отлетают от зубов» можно выбросить или отложить.

Стикеры (post it)

Суть в том, чтобы подписывать все предметы вокруг себя. Приклеивать стикеры с названиями на предметы обихода. Например “cupboard” на подвесной шкафчик на кухне, “glass” на стакан и тд. Если это получается сделать дома или в офисе, то это прекрасно, советуется делать основной акцент на элементарных вещах («подписывать» письменные принадлежности, предметы интерьера, технику, названия помещений в принципе), людям с более продвинутым уровнем языка следует задачу усложнить. Например, на фен («a hair dryer») наклеить стикер-подсказку «it makes your wet hair dry», на дверь — «knock» или «turn the key». Наглядность всегда была прекрасным помощником в изучении языка. И детям и взрослым.

«Мнемотехника»

Достаточно распространённый метод запоминания слов, однако, не всем подходит. Существует большое количество сайтов, которые поддерживают и внедряют мнемотехнические приёмы в массы, поэтому проблем с поисками подходящего именно вам быть не должно. Эти методы, основаны на ассоциациях и схожести с родным языком. Например, чтобы запомнить слово «ink» (чернила), сторонники приёма советуют запомнить следующее предложение на русском языке: «ИНКубаторские яйца». Процесс запоминания от этого не всегда облегчается и может ещё больше запутать. Но все люди разные.

«Схематические структуры » «Word association webs»

Этот приём также встречается под названием «Schema structures». Например, когда речь идёт об отеле, в голове возникают следующие образы: комнаты, ресепшн, горничные на этажах, такси, ресторан, столы, еда, чаевые… Это очень просто изобразить схематично: Придумайте какое-нибудь ключевое слово, запишите его в центре листа и постройте кластер. Чем больше ассоциаций — тем лучше. Подобный принцип конспектирования записей особенно удобен при изучении конкретных тем. Например «Travelling», «Food and drinks», «At the hotel» etc.

Изображения слов «Drawing your word»

Всё, что нужно — просто нарисовать значение слова, которое никак не поддаётся запоминанию. Звучит несколько странно, правда? Именно поэтому способ работает. Совсем необязательно быть профессиональным художником — достаточно изобразить так, чтобы было понятно вам. Визуальную и как-раз-таки необычную информацию мозг запоминает легче и быстрее. Таким образом можно учить целые словосочетания. Например, нарисовать что-то подобное: «a crying baby», «a broken car»

Противоположности «Learning in opposites»

Данный способ предполагает заучивание слова с его синонимом и антонимом одновременно. Например, для того, чтобы выучить прилагательное «bad», мы берём синонимичную пару «bad/cross» и антонимичную пару «bad/good». Здесь также работает механизм мышления — человеку проще запомнить похожие и противоположные вещи, поскольку в подсознании они имеют неразрывную связь.

Записи. «Using your notes»

Способ прост и удобен для людей, ведущих ежедневник. Один день — одно слово. Чёткое и выделенное. Желательно с контекстом, т.е. с конкретным примером. Обращаясь в течение рабочего дня к своим записям, читайте вслух или про себя слово и приведённый пример. По возможности составляйте другие примеры, уже не фиксируя их письменно (хотя, если есть возможность — это только в плюс!). На следующий день, помимо очередного нового слова с примером, можно написать пройденное ранее слово на родном языке — для контроля. Причём желательно, чтобы оно было изучено не вчера и даже не позавчера, а, например, на прошлой неделе.

Предложения. «Making sentences»

Один из самых интересных приёмов. Разница в том, что с новыми словами и фразами составляется не рассказ, а отдельное предложение. Например, нужно выучить словосочетания: «new movie», «to be going to», «tonight», «to watch», «a couple». Собираем всё в одно предложение и получаем следующее: «A couple is going to watch a new movie tonight». Один из самых продуктивных способов изучения иностранных слов — это составление предложений из этих слов. Можно начать с составления коротких фраз, словосочетаний, а затем пробовать составлять целые предложения. Лексика в контексте усваивается гораздо проще и быстрее, чем отдельно взятые слова и фразы.

Рассказчик. «Story telling»

Данный метод — усложнённая версия предыдущего. Для того, чтобы его осуществить, вам потребуются новые слова, которые нужно выучить, и богатая фантазия для того, чтобы эти слова связать между собой в один забавный рассказ. Многие преподаватели часто практикуют этот метод, поскольку творчество студентов создаёт непринуждённую и располагающую атмосферу на уроке. Например, есть слова: King, teacher, classroom, eat. Объединяем их с помощью фантазии: The teacher was eating in the classroom, whilewe were reading a story about a king. Читаем, впитываем ассоциации и удивляемся, как быстро и легко запомнились новые слова.

Слушайте себя. «Listen to your voice»

Понимание речи носителей — дело непростое, но неизбежное, если вы решили всерьёз заняться изучением языка. Аудирование играет огромную роль в изучении иностранного языка. Ваша задача — слушать и повторять, стараясь имитировать произношение и интонации. Однако, слушать себя тоже важно и нужно. Делается это очень просто: вы читаете незнакомые слова и записываете их на диктофон (в наше время он есть практически в любом телефоне). Слова и фразы можно записывать несколькими способами по мере освоения языка: 1) С переводом. 2) Без перевода, но с более длительными паузами (для устного перевода или перевода «про себя»). 3) С толкованием на английском языке. 4) Без перевода, но с примерами. 5) С переводом и примерами и т.д. Вариантов много. Вы себя знаете как никто другой, поэтому обязательно придумаете что-то подходящее. Можно наговаривать слова по несколько раз, если так легче запомнить, можно делить лексику на темы и записывать слова и фразы блоками, в общем, основываться на личных предпочтениях и конкретных целях.

    И ещё:
  • Не пытайтесь зазубрить слова бессвязными пачками. Этот метод хорош лишь для подготовки к словарному диктанту, поскольку заученные подобным способом слова в лучшем случае канут в пассивный словарный запас. В худшем — и вовсе забудутся через один-два дня.
  • Убивать двух зайцев всегда приятно, поэтому если ваши намерения серьёзные, учите части речи с принадлежащими им предлогами и частицами. В любом иностранном языке масса исключений и аналогий, поэтому чтобы облегчить свой дальнейший путь изучения языка, не ленитесь прикладывать максимум усилий сейчас.
  • Думайте на иностранном языке. Даже те немногие слова, которые вы выучили, старайтесь сразу мысленно их применять. Идёте по улице, видите красивую машину и думаете по-английски например «What a beautiful car!» или же по-итальянски «Che bella macchina!». Постепенно это войдёт в привычку.
  • Старайтесь представлять, как бы вы объяснили ту или иную ситуацию на английском, если бы были, например, носителем, как бы сказали то или это, как бы выкрутились здесь, и что бы ответили там. В случае затруднения — обращайтесь к известным проверенным источникам — уточняйте, убеждайтесь, запоминайте. Помните о том, что зачастую английский язык не терпит дословного перевода с русского, чаще обращайте внимание на эквиваленты и аналоги. Учите идиомы. Не игнорируйте сленг. Любите фразовые глаголы и глаголы широкой семантики. Избегайте повторений, предпочитая синонимы. Откажитесь от часто употребляемых слов, которые у всех на слуху, — обогащайте свою речь интересными оборотами, учите пословицы и поговорки, чаще заглядывайте в современные источники.
  • Конспектируйте свои записи компактно и наглядно. Выделяйте, помечайте, рисуйте стрелочки и ссылки, рисуйте в принципе, чтобы наглядно изобразить изученное, используйте разноцветные ручки и фломастеры. Делите лексику по темам, изображайте всё кластерами и схематично, листайте вчерашние записи чаще даже если вы уверены наверняка, что материал прочно осел у вас в голове. Ищите свой способ. Слушайте себя. Но независимо от способа, который подойдёт именно вам, важно помнить ещё и о том, что мало слово запомнить, — нужно сделать так, чтобы оно стало неотъемлемой частью активного словарного запаса, а для этого нужна постоянная тренировка. Запомните новое слово, используя его в примерах, прямо сейчас. Освежите изученное через 10 минут. Используйте его в своей речи через час. Вспомните о нём через день. Вернитесь к нему через неделю. Тогда и только тогда вы почувствуете, как растёт ваш словарный запас, как ловко и грамотно вы используете новые слова и фразы, удивляя окружающих и, в первую очередь, себя.

Контактная информация

У Вас есть какие-либо вопросы? Позвоните нам:

+375 29 7368178

+375 44 7241433

Или Вы можете использовать нашу онлайн форму:

Обратная связь